Чрез терний на дорогу: начинающих водителей ограничат в правах

Союз автошкол Москвы предлагает ГИБДД ввести ряд новых требований к системе обучения, неопытным водителям, а заодно и всем автомобилистам.

Предлагать различные ограничения в России любят куда больше, чем вводить поблажки и «отпускать вожжи». Причем делают это не только разные властные структуры, которым прямо предписано заниматься законотворчеством, но и всякие сторонние союзы, организации, объединения и т.п., коих в последние годы появилось чрезвычайно много.

В этом месяце представители Союза автошкол Москвы намерены провести встречу с главой ГИБДД России Виктором Ниловым. Повод – предложения об изменении программы обучения водителей и правил приема экзаменов, а также ужесточения требований ко всем автомобилистам. На такие идеи объединение натолкнула статистика: причиной 80% ДТП в России является человеческий фактор, что свидетельствует о низком уровне подготовки водителей, говорят в Союзе автошкол.

Председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов хочет, чтобы медицинская справка вошла в перечень документов, которые водитель должен иметь при себе. Сейчас эту бумажку, которую значительная часть россиян попросту покупает, требуют лишь при получении прав и при их замене. То есть за ней обращаются раз в десять лет, тогда как срок ее действия составляет всего один год. Перевод медсравки в разряд обязательных, по мнению инициативной группы, позволит наладить постоянный контроль за состоянием здоровья людей, садящихся за руль.

Вновь вспомнили и о начинающих водителях. Ранее уже звучали предложения ввести для них запреты на покупку мощных автомобилей, езду по ночам, буксировку машин, езду на мотоцикле или мопеде с пассажиром, а также установить более низкий лимит скорости. Теперь же родилась идея на первые два года выдавать неопытным «рулевым» только временное удостоверение.

«Начинающий водитель должен быть сам заинтересован в осторожной езде, чтобы в конечном итоге получить постоянное водительское удостоверение, а не вернуться в автошколу, не платить второй раз за обучение и не сдавать снова экзамены. Ограничения должны способствовать этой цели, то есть отвечать соображениям безопасности, быть разумно обоснованными, понятными для начинающего водителя и легко контролируемыми. Необходим также механизм обмена временного водительского удостоверения на постоянное с учетом допущенных начинающим водителем нарушений — по степени их опасности для окружающих», — поясняет Александр Ачкасов.

Программы обучения автошкол не могут привести в окончательно сформированный вид еще с начала реформы системы подготовки водителей, которая длится уже несколько лет. Периодически озвучиваются идеи дополнить их все новыми дисцилинами, и Союз автошкол не стал рушить сложившуюся традицию.

«Необходимо широко знакомить учеников автошкол с типичными аварийными ситуациями и путями их предотвращения. Речь идет об умении «читать дорогу»: определять признаки возможного нестандартного развития дорожно-транспортной ситуации, уметь своевременно определять вероятность и степень опасности негативного развития ситуации, способы ее парирования. После того как такая программа была внедрена в Великобритании в 2002 году, число погибших в ДТП снизилось к 2013 году на 53,5%. При том, что других серьезных изменений в этой сфере не было», — заявил Александр Ачкасов.

Навыки предлагается проверять при сдаче практической части экзамена в ГИБДД. Правда, конкретную программу Союз автошкол еще не озвучил. Вероятно, ее в объединении еще не прорабатывали.

Любопытен следующий комментарий главы Союза: «Методика приема практического экзамена, закрепленная в Административном регламенте, принятом в 2016 году, является устаревшей». Интересно, где были представители организации, когда «устаревший» документ утверждался год назад?

Экс-глава ГИБДД Владимир Федоров не видит необходимости вносить медсправку в разряд обязательных документов. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин также резко раскритиковал идею с медсправками и временными правами.

«Я против того, чтобы плодить нарушителей на ровном месте. У нас в последнее время наблюдалась тенденция к сокращению количества документов, которые надо возить с собой. Я считаю, что не надо иметь при себе и свидетельство о регистрации, и водительское удостоверение — есть база данных, в которой все можно проверить. Держать при себе такие документы — архаизм. И мы прекрасно понимаем, как достают справки. Гонять людей по поликлиникам и обогащать посредников нет никакой необходимости. Что касается молодых водителей — это опять же лишний поход в ГИБДД, лишний обмен, лишние документы, лишняя плата. Надо нормально учить людей», — заявил он.

Отметим, что пока не было обнародовано никаких данных о том, насколько лучше стали готовить водителей автошколы, обучение в которых за последние два-три года заметно выросло в цене и по продолжительности. А с 1 сентября прошлого года в России изменился и регламент сдачи экзамена на права в ГИБДД.

Источник: carclub.ru