И снова надежда: итоги российского авторынка за первый квартал

Кризис продолжается, но за первые три месяца года проценты падения продаж стабильно уменьшались. Можно ли надеяться на оздоровление?

После подведения итогов прошлого года, когда спрос на новые машины в России упал на 35,7%, эксперты давали разные прогнозы на наступивший 2016-й. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) говорили об очень оптимистичном снижении всего на 5%, а вот во властных кругах даже говорили о возможной отмене господдержки сектора и проседании продаж до отметки ниже миллиона автомобилей, то есть почти на 40%. Первые три месяца принесли минус в 16,9%: владельцев нашли чуть больше 319 тысяч машин против почти 384 тысяч годом ранее. А ведь в январе-марте 2014-го было продано 602,5 тысячи!

«Результаты продаж марта продемонстрировали, что автомобильный рынок в целом еще не в очень хорошей форме, хотя постепенно движется к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев последовательного снижения. Дальнейший прогресс в этом направлении в большой степени зависит от макроэкономического окружения и последовательности усилий правительства по стимулированию спроса на рынке в ближайшие месяцы», — полагает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

После январского результата -29,1% и февральских -13,4% показанные в марте «всего» -10% выглядят как повод для оптимизма. Однако не будем забывать, что в середине прошлого года падение тоже постепенно замедлялось, давая надежду на скорое выздоровление «больного», но его не случилось, и последний квартал показал удручающие цифры. Еще один нюанс: нынешний «минус» — результат относительно предыдущего года, когда кризис уже развернулся в полную силу.

Lada остается лидером общего зачета со снижением продаж на 17%. Результаты преследователей из Кореи разнятся. Идущая на втором месте Kia выступает лучше рынка в целом (-9%), а вот занимающая «бронзовую» позицию марка Hyundai откатилась на 26%. То же самое можно сказать и о парочке Renault-Nissan. У французов -15%, тогда как у японцев с более широкой и разнообразной гаммой минус составляет 25%.

В таблице зачета марок стало гораздо больше компаний, добившихся в первом квартале минимального оттока покупателей или даже положительной динамики. К примеру, результат «Тойоты» оказался на 7% хуже прошлогоднего, китайская компания «Джили» осталась «при своих» (0%). Продолжают делать успехи прошлогодние счастливчики: Porsche (+6%), Lexus (+23%) и обошедший обоих «иностранцев» по темпам роста УАЗ (+27%).

К новым именам в списке демонстрирующих рост производителей отнесем коммерческое подразделение ГАЗа (+8%), Lifan (+58%), Chery (+24%), Suzuki (+36%). Но больше всех удивил Ford. В отсутствие новинок или шокирующих скидок марка умудрилась вырасти на 93% за квартал, а в марте – на все 120%!

Гигантских минусов в 70-80% и более в статистике больше нет – падать некуда. Citroen показал -25%, Peugeot -36%, Honda и Acura дружно просели на 47%. Opel и Great Wall с начала года не продали ни одного автомобиля, а вот дилеры SsangYong, также сидящие на голодном пайке без новых поставок, реализовали 804 машины, что хуже прошлогоднего показателя на 59%. Неожиданно сильно ухудшились продажи «Датсунов». «Бюджетники» с японской эмблемой родом из Тольятти нашли на 53% меньше покупателей, столько же потеряла шведская Volvo.

Lada Granta продолжает терять своих поклонников. В прошлом году Hyundai Solaris неоднократно оказывался на вершине «хит парада», но – только в отдельные месяцы, и годовое первенство ему не покорилось. Сейчас же «кореец» воцарился на вершине по итогам суммарных продаж за январь, февраль и март. Более того, в опасной близости от отечественной модели оказался и Kia Rio, пока остающийся на третьем месте. Входящие в пятерку Renault Duster и Volkswagen Polo показали рост, правда, львиная его доля пришлась на последний месяц квартала.

А вот появление в верхней части таблицы «Весты» можно считать неожиданным. Вазовская новинка, продававшаяся в первые месяцы не слишком активно, видимо, приглянулась потребителям. Мартовские продажи превысили 4,5 тысячи экземпляров и вывели модель на шестое место в квартальной статистике. Будет любопытно посмотреть, сможет ли седан стать бестселлером и удержаться в лидирующей группе. Скорее всего, часть покупателей у «Гранты» отобрала ее более дорогая соседка по модельной линейке.

Остальные «Лады» показали отрицательную динамику, даже не имеющий конкурентов «Ларгус» и по-прежнему самая доступная среди внедорожников классическая «Нива». Хэтчбек XRay продается неполные два месяца с разошелся за февраль-март тиражом чуть больше полутора тысяч экземпляров. Этого оказалось достаточно только для скромного 23 места в статистике за первый весенний месяц.

Продолжают прогрессировать японские вседорожники: Toyota RAV4 и Land Cruiser 200, Nissan Qashqai и X-Trail. Причем первая из этих моделей забралась поразительно высоко для импортируемой и недешевой машины – до седьмого места!

Если тенденция продолжится, то к маю мы можем рассчитывать на стабилизацию рынка или даже небольшой рост. Правда, объективных предпосылок для улучшения ситуации нет: экономика остается в тяжелом положении, курс доллара и евро и не думает снижаться, а цены на автомобили растут.

Источник: carclub.ru