Существует расхожее мнение, что автомобили марки Smart
предназначены исключительно для городской эксплуатации.
Корреспондент Car.ru Николай Назайкинский решил разрушить этот
стереотип и отправился на крохотном Smart fortwo из Москвы в Минск
и далее в Литву, Латвию и Эстонию.
Начнем с того, что Smart fortwo не такой уж и маленький. Высота
игрушечной с виду машины составляет 1555 мм, а это больше, чем
высота Kia Ceed, Toyota Corolla и многих других автомобилей С
класса. Ширина «Смарта» тоже совсем не детская и составляет 1663
мм, а это всего лишь на 1 см меньше, чем у той же Toyota Corolla. И
только длина Smart fortwo сильно отличается от седанов и хетчбэков
B и С класса. По сути, Smart — это полноценный автомобиль, только
без второго ряда сидений и задних дверей.
Зато та пара дверей, которая есть в автомобиле, просто огромны.
Считайте, что вся ваша машина — это одна большая дверь. Посадка и
высадка очень удобные. Здесь не надо нагибать голову и карабкаться
наверх через дверной порог. При своем росте 190 см я даже не выбрал
весь диапазон регулировки водительского кресла по длине! Другими
словами, места в салоне Smart fortwo предостаточно, как и в
багажнике, куда при определенной сноровке влезает пара больших
дорожных чемоданов и ручная кладь.
Итак, мы выяснили, что в Smart могут поместиться двое взрослых
людей с багажом, но как такая короткая машина (2695 мм) ведет себя
на трассе? Так вот, когда меня остановил сотрудник ДПС за
незначительное превышение скорости, только в тот момент я вспомнил,
что еду на Smart. Субъективно, когда находишься за рулем этого
якобы малыша, даже не задумываешься, что твой автомобиль имеет
длину чуть более 2,5 метров. Так что ехать по трассе со скоростью
110-130 км/ч можно достаточно комфортно, правда, расход топлива при
таком ритме заметно возрастает.
Вообще производитель обещает, что на 100 км загородной дороги
Smart fortwo будет расходовать всего 3,6 л бензина, но в реальных
условиях это значение оказалось несколько выше. За всю поездку по
России, Республике Беларусь и Прибалтике расход бензина АИ-95
составил 6,4 л на 100 км пути, при том, что в основном это была
трасса, на которой я превысил скорость лишь однажды, а все
остальное время ехал, не спеша.
Но почему получилось такое большое расхождение между реальными и
фактическими цифрами по расходу топлива? Дело в том, что
3-цилиндровый двигатель практически все время использует турбину,
что и приводит к такому результату. А все эти замеры, которые
проводят производители, делаются уж в каких-то нереальных,
идеальных условиях. Конечно, если очень медленно разгоняться и
ехать по трассе со скоростью 60 км/ч с выключенным кондиционером и
на перекаченных шинах, то волне можно приблизиться к показаниям
расхода топлива в 3,6 л на 100 километров пути.
Что же касается двигателя, то если закрыть глаза на высокий,
относительно размеров машины, расход топлива, то 90 л. с. для
динамичной езды «Смарту» хватает за глаза, особенно при наборе
скорости с места до 80 км/ч. В городском потоке Москвы, Минска,
Риги и Таллина я всегда был одним из самых быстрых. Только на
трассе, при движении свыше 120 км/ч, ощущается нехватка мощности,
которую, впрочем, можно компенсировать заменой обычного бензина на
высокооктановое «формульное» топливо Shell V-Power Racing с
октановым числом 98.
Но гнать по магистралям на Smart не хочется — лучше установить
круиз-контроль на максимально допустимую скорость и просто ехать,
наслаждаясь жизнью. Вот скажите, разве у чисто городских
автомобилей есть круиз-контроль? А здесь — пожалуйста. И это еще
одно опровержение чисто городской ориентации «Смарта».
Надо отметить, что подвеска у Smart fortwo стала значительно
мягче и более энергоемкой. Если автомобиль предыдущего поколения
был больше похож на картинговый болид, то теперь это обычная
комфортная машина, на которой и трамвайные пути можно переехать, и
по ямочкам с ухабами скакать.
Добавила комфорта «Смарту» и новая 6-ступенчатая
роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями. Больше нет
ужасающих пауз при переключении скоростей, как это было на
автомобиле прошлой генерации. Smart также можно заказать с
5-ступенчатой механической трансмиссией, но в этом случае МКП будет
сочетаться маломощным 71-сильным мотором объемом 1 литр.
Тем временем, дорога от Москвы до Минска пролетела незаметно.
Столица Республики Беларусь порадовала чистотой улиц и праздничным
оформлением, а я порадовал местных автовладельцев диковинной для
этих мест машинкой — меня даже посредине дороги тормознул
изумленный минчанин на Лексусе и буквально завалил вопросами про
Smart fortwo. Кроме шуток, этот автомобиль привлекает больше
внимания, чем Jaguar F-type! Ну очень симпатичный дизайн получился
у нового поколения «Смартов»!.
Салон нового Smart выглядит не менее впечатляюще: передняя
панель обтянута ярко-оранжевой тканью, такие же оранжевые вставки
на дверных панелях и креслах. А чего только стоит вынесенный за
пределы «приборки» тахометр, соединенный в одном корпусе с
аналоговыми часами! Даже дефлекторы здесь радуют глаз, хотя,
казалось бы, как дефлектор может являться ярким элементом дизайна.
Как оказалось, может!
В приподнятом настроении от поездки на очень заметном автомобиле
я добрался до границы с Литвой, где мое хорошее расположение духа
стало медленно исчезать. Дело в том, что некогда либеральные
литовцы на границе стали запрашивать бронь отеля и водительское
удостоверение, которое должно соответствовать Женевской конвенции.
Раньше этого ничего не требовалось — просили только паспорт и
документы на автомобиль.
Теперь процесс перехода литовской таможни стал гораздо более
затратным по времени — если белорусов я прошел за 10 минут, то на
литовцев ушло 2,5 часа. Причем дело было в «Котловке», тогда как на
основном погранпереходе «Каменный Лог» примерно в это же время
туристы простаивали по 5 часов. Напомню — отслеживать очереди
по-прежнему можно на сайте http://gpk.gov.by, правда информация там
часто не обновляется, поэтому лучше подключаться к web-камерам для
оценки реальной ситуации.
Наконец, оказавшись в Литве, я решил проехать Вильнюс, который
заполонили многочисленные туристы, и направиться в сторону второго
по величине города Литвы — Каунаса. Здесь практически нет туристов,
а отели и рестораны примерно в 2 раза дешевле, чем в столице Литвы
Но, тем не менее, центр города очень милый и уютный.
Недорого поужинать можно в ресторане Bernelių užeiga: холодный
борщ, селедочка с луком и картошечкой, цепелины с мясом и со
шкварками, настойки, пиво. На двоих застолье обойдется примерно в
20 евро, что даже по прибалтийским меркам очень дешево.
Рига и Таллин, к слову, совсем не удивили. Столица Латвии
выглядит празднично и особенно очаровательно в снежную пургу. Это я
про не про Старый город, а про центральный район, где дома
трогательно жмутся друг к другу, а по улицам бегают старые
кругленькие трамвайчики вперемешку с относительно современными
низкопольными Skoda. Но в Риге, конечно, заметно дороже, чем в
Вильнюсе и тем более в Каунасе. Да и пафоса здесь хоть отбавляй.
Такое ощущение, что Рига считает себя Лондоном или Нью-Йорком.
В Таллине ничего не меняется — это все такой же милый
исторический городок, где можно неспешно погулять в течение дня и
зайти в парочку неплохих ресторанчиков. По центру города можно даже
ездить на машине, но вот парковка здесь обойдется в 10 центов за 1
минуту! Контролирует оплату парковки специальные технические
автомобили, вроде московских «парконов».
На обратном пути из Таллина я решил заехать не в Петербург, а в
Псков. Поскольку такое решение было принято за 2 дня до визита в
столицу Эстонии, забронировать очередь на переход границы уже не
получилось, а это необходимо делать, как можно раньше. В итоге,
получилось забронировать только живую очередь на таможне Koidula за
2 часа до приезда к месту назначения. Прождал я своей очереди 4,5
часа. Эстонцы берут 3 евро за пользование зоной ожидания и 1,5 евро
за запись в очередь. В так называемой зоне ожидания нет абсолютно
ничего кроме туалетов и кассиров.
После выезда из российской таможни упираешься в закрытый
шлагбаум, открыть который стоит 150 рублей. Я здесь был впервые,
поэтому не сразу понял, что для оплаты данной «пошлины» нужно идти
на поклон к кассиру в строительную будку с небольшим окном. Кстати,
собирает «дань» с водителей за выезд с таможни ГБУ ПО
«Псковавтодор». Интересно, что дальше нет никакой платной дороги, и
ни о каком альтернативном бесплатном объезде тут речи не идет.
Вот так незаметно поездка по Прибалтике подошла к концу. 3000
километров пролетели очень быстро. Никаких особых проблем Smart не
доставил, разве что спинки кресел нельзя было опустить назад —
мешал габаритный багаж. Но с этим можно мириться, учитывая тот
факт, что многие даже представить не могут, что на «Смарте» можно
совершить подобный вояж. Так что время от времени городскую жизнь
этого автомобиля можно разбавлять поездками за пределы МКАДа.
Стоит отметить и относительно невысокую цену на этот автомобиль.
Стильный Smart fortwo с турбомотором мощностью 90 л. с. и
роботизированной трансмиссией можно приобрести за 970 000 рублей.
Кроме того, в России доступен Smart в кузове кабриолет и
109-сильный Smart Brabus, на котором вы совершенно точно будете
королем города и принцем автострады.
Источник: car.ru