Борьба с пробками и забота об экологии рискуют убить такое явление, как персональный, частный автомобиль. Форма владения транспортным средством изменится, и уже сейчас зарождаются ее новые виды.
Для россиян автомобиль еще не перестал быть роскошью. Степень автомобилизации явно указывает на то, что очень многие до сих пор обходятся без личной машины, причем в тех районах, где она гораздо нужнее, чем в мегаполисе. Кроме того, «наиграться» мы еще не успели. Даже в последние годы существования СССР автомобиль оставался роскошью. С развалом Союза свобод стало больше, однако по-настоящему серьезный объем российский авторынок приобрел только к наступлению XXI века. Стоит ли удивляться, что наличие машины до сих пор считается главным критерием успешности?
Между тем, в западных странах активно зарождаются (или как минимум анонсируются) новые формы собственности на транспортные средства. Классическое частное, единоличное владение подменяют иные виды, более эффективные с точки зрения загруженности дорог, экологии и финансов. За ними неизбежно последует изменение нашего образа жизни и привычек.
Первая новинка успела стать достаточно распространенной не только на Западе, но и в Москве. Это каршеринг, сервис краткосрочной аренды автомобилей. Тарификация такой услуги даже не почасовая – поминутная! Использовать машины предлагается для поездок до магазина или на работу. Это выходит значительно дешевле, чем такси, а иногда даже сопоставимо по цене с общественным транспортом (особенно если на маршруте предстоит несколько пересадок). А вот по времени выигрыша может не получиться: в отличие от автобусов, маршруток и такси, каршеринговые автомобили в Москве на выделенные полосы пока не пускают. Значит, придется стоять в пробке вместе с остальными автомобилистами.
Сейчас в столице работают пять операторов краткосрочной аренды. И условия у них незначительно отличаются, равно как и количество доступных машин. Выгоды для города очевидны: одним автомобилем за день могут воспользоваться больше десятка человек. Значит, столько же частных транспортных средств удалось в этот день убрать с дорог мегаполиса.
Пока на рынке (российском и мировом) преимущественно представлены только сторонние компании, которые закупают автомобили оптом у обычных дилеров. Однако перспективами каршеринга заинтересовались крупные автоконцерны: Ford, General Motors, Hyundai, Mercedes-Benz, Volvo и другие.
«Частное владение автомобилями никуда не исчезнет, но мы с позиции автопроизводителя понимаем, что масштабы частного владения будут сокращаться, и, что более важно, характер владения автомобилем будет меняться. Восприятие методов передвижения на автомобилях и принципов владения, к которым мы привыкли сегодня, меняется. Мы отмечаем, что эти перемены фундаментальны и скоротечны», — пояснил интерес компании президент и генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон.
Производители автомобилей смогут позволить себе совсем иной уровень инвестиций и, соответственно, темпы развития. Достаточно сказать, что у них есть возможность «получать» машины по себестоимости, что уже значительно сокращает объем вложений. Кроме того, не будем забывать о том, насколько мощные отделы исследований и разработок присутствуют у автогигантов. Создать мобильное приложение или каким-либо образом «заточить» модель под работу в каршеринге для них не составит большого труда.
Отметим, что в мировом масштабе в системе каршеринга уже применяются не только автомобили с ДВС, но и электромобили. Их нужно оставлять на специализированных местах около стационарных зарядных станций.
Проект мини-каршеринга намерен запустить Nissan. Крупный оператор краткосрочной аренды покупает машину и сдает ее неограниченному количеству пользователей, зарегистрированных в системе. Японцы же предлагают клиентам объединиться в группы по 3-5 человек или семей и приобрести автомобиль вскладчину. Права пользования будут делиться поровну. К примеру, если участников концессии пятеро, то каждый получит один рабочий день в неделю и в среднем одни выходные в месяц. Планировать поездки и бронировать машину предполагается через мобильное приложение. Расходы на содержание также делятся поровну, что значительно удешевляет владение «личным» авто. Идея может понравиться студентам или пенсионерам.
Пилотный проект может заработать в этом году в Париже. Для совместной покупки предложат хэтчбек Nissan Micra. В стоимость владения войдет не только сама машина, но и страховка с техобслуживанием.
Можно и самому почувствовать себя оператором каршеринга. Суть идеи небольшого бизнеса в следующем. Вы по-старинке покупаете себе личный автомобиль и большую часть времени пользуетесь им по своему усмотрению без всяких ограничений. Однако у всех случается отпуск или период, когда машина будет не нужна (например, командировка, отъезд к родственникам на другой машине и т.п.). И за это время владелец может получить прибыль, сдав свой автомобиль в аренду. Конечно, сложно привыкнуть к мысли, что любимую «ласточку» нужно доверить абсолютно чужому и незнакомому человеку. Однако в начале статьи мы уже говорили о том, что сервисы будущего потребуют перестроить свое сознание. Быть может, лет через пять-десять это уже не будет казаться нам такой дикостью?
Cadillac выделился совсем оригинальным решением. Он предлагает приобрести не одну машину, а… целый автопарк. Плата отнюдь не символическая – полторы тысячи долларов в месяц. Зато за эти деньги клиент получает доступ ко всем автомобилям марки Cadillac. В зависимости от собственных потребностей и сезона можно ездить на седане, кроссовере или огромном внедорожнике. Налоги, страховка, техническое обслуживание – все включено в стоимость аренды. Как и в любом из описанных выше случаев, машину необходимо бронировать заранее. При такой схеме владения, как и при «простонародном» каршеринге, нельзя быть уверенным, что в любой момент автомобиль окажется доступен по первому требованию.
Как видите, уже сегодня существует множество альтернатив единоличному владению машиной. Какие формы окажутся наиболее востребованы, покажет время. Вероятно, бурное развитие новых направлений мы увидим уже в ближайшие пять лет.
Источник: carclub.ru