Статистика угонов в России: кто продать, кто покататься

Отчетность МВД гласит, что практически половину машин у нас угоняют не с корыстной целью, а «покататься». Эти и другие интересные данные – в нашей статье.

Министерство внутренних дел РФ опубликовало в сети статистику по угонам за минувший год. Если верить отчету, с целью хищения в 2017-м было угнано 21 842 автомобилей, а еще 20 834 машин преступники «взяли покататься». В сумме же количество подобных преступлений снизилось на 10% по сравнению с 2016 годом.

Уголовный кодекс нашей страны разделяет два вида угонов, так что и наказание злоумышленников ожидает разное. Если угонщика задержали по ст. 158 УК РФ «Кража чужого имущества», то ему может грозить штраф в размере до 80 000 рублей, исправительные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, принудительные работы на срок до двух лет или тюремное заключение до двух лет. Но это в случае, если похищенная машина оказалась дешевой. А если ее стоимость превышает миллион рублей, то причиненный ущерб собственнику считается особо крупным, и максимальный срок заключения увеличивается до 10 лет. Ответственность за второе преступление гораздо мягче: по статье 166 Уголовного кодекса «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» подразумевает штраф до 120 000 рублей, ограничение свободы на срок до трех лет, арестом на полгода, а также принудительными работами или лишением свободы на срок до пяти лет.

Про этот пробел в законе воры давно знают, так что часто даже профессиональные угонщики пытаются убедить следователей, что взяли машину не для продажи, а просто покататься (варианты: согреться, доехать до дома). И зачастую им это удается, даже если налицо признаки профессионального вскрытия автомобиля и обхода охранных систем. Власти в ближайшее время могут исправить эту ситуацию, сделав ответственность одинаковой для всех, однако точные сроки не называются.

Наибольшее количество угонов совершено на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, далее следуют Москва и Подмосковье. Меньше всего преступлений зафиксировано в Чечне, Калмыкии и Ненецком автономном округе.

По данным полиции, чаще всего злоумышленники отдают предпочтение отечественным автомобилям, они прочно занимают лидирующую позицию в этом невеселом рейтинге с результатом 8194 преступления (31% от общего количества). Специалисты портала «Угонов.Нет» отмечают, что в прошлом году не меньшей популярностью у преступников пользовались машины японских марок: Toyota, Mazda, Nissan и Mitsubishi. Всего в минувшем году от своих владельцев уехали 8043 машины (30%).

Одновременно фиксируется рост числа угонов корейских и европейских марок, которые теперь занимают по 16% от общего числа преступлений. В численном выражении это 4208 и 4276 машин соответственно. Автомобили американских марок угоняли 1571 раз, то есть только в 6% случаев. Ну и практически не о чем беспокоиться владельцам транспортных средств из Поднебесной: преступники заинтересовались китайскими марками только в 1% краж, то есть 149 раз.

Если смотреть на марки, то безусловным лидером можно назвать «Ладу». Здесь можно отметить и старенькие «Жигули» с устаревшими сигнализациями, которые до сих пор популярны в ряде регионов, и новые модели Vesta и XRAY. Несмотря на довольно высокую степень защиты штатного иммобилайзера, преступники уже обнаружили способы его деактивации.

В целом, статистика по маркам за последний год практически не изменилась. Разве что из ТОП-20 вышла марка Infiniti, на место которой вернулся Opel. Эксперты считают, что это связано с уходом из России концерна General Motors. А так как машины продавались неплохо, то и спрос на запчасти остается. Так что можно сказать с большой долей уверенности, что значительная часть угнанных «Опелей» едет прямиком на разборки.

Если же взглянуть на статистику угонов по моделям, то ни одной российской машины здесь не найдешь, а первую строчку в списке занимает Hyundai Solaris. Причем отрыв от не менее популярного в России Kia Rio немалый. Ответ прост: даже машины 2018 года оснащаются той же противоугонной системой, что и восемь лет назад. Методы ее обхода знакомы практически всем угонщикам, да и заказать дополнительный ключ можно через интернет, зная только VIN транспортного средства. Кроме того, нередко сами автовладельцы пренебрегают безопасностью своей «ласточки». Например, используют очень простые дополнительные противоугонки без защиты от электронного взлома или не меняют стандартный PIN-код на сигнализации.

В премиальном сегменте стоит отметить Land Rover, машины которого стали гораздо реже угонять. На это повлияло изменение прошивки у дилера, которая теперь не позволяет прописывать дополнительные ключи. Из дорогих машин чаще всего преступники крадут Lexus LX. При угоне они, как правило, пользуются двумя способами: «удочка» для удлинения сигнала штатного ключа или же подключение к цифровой шине и деактивация штатной сигнализации и иммобилайзера. Нередко злоумышленники воруют немецкие автомобили BMW и Mercedes-Benz, так что статистика по всем моделям этих брендов выше, чем у конкурентов других марок. Эксперты отмечают, что «немцев» достаточно просто открыть при помощи ретранслятора-удочки.

«Автопроизводители сами упрощают жизнь угонщикам, внедряя больше функций, которые ослабляют защиты машины, такие как возможность безключевого доступа в автомобиль или же система старт-стоп. Такие автомобили проще угнать при помощи удочки-ретранслятора. В целом, имея такое устройство, как «удочка», можно вскрыть любой автомобиль. Поэтому надо не надеяться на автопроизводителей и ждать, когда они что-то улучшат, а брать дело в свои руки», — советует представитель «Угона.нет» Дмитрий Андреев.

Источник: carclub.ru