logo
  • Опубликовано 25.03.2016
  • Статьи
  • Комментарии к записи Высший пилотаж отключены

Высший пилотаж

Хочешь научиться долго бежать – учись у марафонцев. Желаешь получить навык долгого кручения педалей – спроси совета у участника «Тур-де-Франс». Ну а о долгом вождении автомобиля лучше не расскажет никто, чем участник «24 часов Ле-Мана». Об особенностях длинных гонок, секретах подготовки, способах восстановления сил и сохранения концентрации нам рассказал Роман Русинов – многократный призер Чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) и один из фаворитов предстоящих «24 часов Ле-Мана» в классе LMP2.

«На самом деле, сейчас в гонках на выносливость настали совсем другие времена. Раньше шестичасовые марафоны были в первую очередь проверкой надежности для автомобилей, но в последние 15 лет техника настолько совершенна, что проверяются уже пилоты. По сути вся гонка – это один большой спринт, где каждый круг проходится на пределе. На старт выходит 56 машин, с экипажами, состоящими из трех пилотов, каждому из которых предстоит провести на трассе два часа. Это постоянная борьба, постоянная концентрация, непрерывное общение с инженером, слежение за состоянием шин, от которых зависит очень многое – словом, гонщику, в чьих руках по сути находится результат работы всей команды, совершенно не до сна.

Нагрузки в гоночной машине сравнимы с бегом в хорошем темпе – и по сердцебиению, и по частоте дыхания. Здесь крайне важна физическая подготовка, но еще важнее – опыт. Нужно чувствовать машину, трассу, видеть (и тоже чувствовать) соперников вокруг, принимать взвешенные решения, оценивать уровень риска – а обстановка меняется каждую секунду, поэтому концентрация критически важна. Общей формулы нет: ключи к успеху у каждого свои собственные.

«24 часа Ле-Мана» и вовсе стоит особняком среди всех других гонок. Это соревнование входит в тройку самых известных и важных в мире, наряду с Гран-При Монако «Формулы-1» и «Инди-500». К этому марафону приковано огромное внимание, и для гонщиков гонка фактически начинается за две недели до самого старта. Тестовые заезды, автограф-сессии, пресс-конференции, работа с инженерами – все это идет практически круглые сутки, времени на сон почти не остается. Яркий пример – традиционный парад пилотов. Три часа тебя возят по улицам города, на которых собирается до 150 тысяч человек. Все приветствуют, ликуют, аплодируют – и первые 20 минут это действительно приятно и захватывающе, но потом приходит усталость. А вместе с ней – понимание, что в это время ты мог готовиться к гонке или отдыхать.

Вот и получается, что к моменту старта ты уже всерьез устал, а надо, наоборот, быть на пике формы. Подготовиться к этому невозможно ни за один день, ни за неделю – я начинаю программу примерно за три месяца. Физические тренировки, специальная диета, но главное – к Ле-Ману необходимо быть готовым ментально. Чтобы выдержать прессинг, сохранить концентрацию, взять под контроль неизбежный прилив адреналина и выступить на высшем уровне.

24-часовой формат гонки, безусловно, накладывает свой отпечаток. Несмотря на невероятную эмоциональность всего происходящего, очень важно заставить себя поспать между сменами – хотя бы пару часов. Но перед этим необходимо не слишком плотно поесть, например макароны с курицей, и сделать восстанавливающий массаж – шея, спина, руки-ноги. Чтобы быстро вернуться «в бой» после сна, сажусь на велотренажер и минут 15 кручу педали, а непосредственно перед посадкой в машину отжимаюсь от пола 30-40 раз и делаю растяжку мышц.

Нужно очень внимательно следить за водным балансом – мы пьем специальные энергетические напитки, обладающие, помимо прочего, регидрирующим эффектом. Кофе, к слову, не пью: от чистого кофеина полезного эффекта меньше, чем от специально подобранного состава. По ходу гонки же предпочитаю обычную воду: у нас есть литровая фляжка, которую меняют раз в 45 минут одновременно с дозаправкой, и каждый круг гонщики по чуть-чуть из нее пьют.

Кроме того, нужно постоянно анализировать происходящее, не увлекаться сверх меры. На прямой, например, хочется нажать на газ посильнее – и иногда оказывалось, что у некоторых пилотов под конец заезда педаль оказывалась согнутой. Важно сохранять холодный ум, смотреть по сторонам, думать, работать с инженером – от этого ментально устаешь куда сильнее, чем физически. Если, разумеется, физически ты подготовлен так, как надо.

Применимы ли профессиональные гоночные методики для простых водителей? Вполне! Общие принципы те же: восстанавливать силы всегда, когда позволяет ситуация, не есть тяжелую пищу, следить за водным балансом организма, по возможности делать восстанавливающие упражнения и массаж.

Но главное – не играть в гонщика. Не пытаться придать себе бодрости, прибавляя скорость, выходя на опасные обгоны и добавляя агрессивности вождению. Во-первых, это само по себе небезопасно. Во-вторых, езда на пределе выматывает даже профессионалов, а неподготовленного человека – тем более. Поэтому за первоначальным приливом адреналина последует еще большая усталость, и в итоге вы проедете меньше, чем если бы двигались спокойно. В конце концов, ехать цивилизованно, без наглости – просто-напросто приятнее!»

Источник: ne-spat.cars.ru


Обсуждение закрыто.