Земля отторгает: почему асфальт в Москве недолговечен

Проблема качества дорожного покрытия волнует автомобилистов по всей стране. Только вот в столице на его ремонт тратят колоссальные средства, но результат тот же: по весне асфальт тает вместе со снегом.

Согласно официальным данным, в прошлом году на ремонт и содержание дорог в Санкт-Петербурге потратили 6,5 миллиарда рублей, в Московской области – около 12, а в столице – порядка 39 миллиардов. Средства немалые, но жалоб автомобилистов на качество асфальта меньше не становится. Во всей красе российский подход к дорожным работам проявляется в начале весны, когда на улицах появляются многочисленные выбоины, образующиеся буквально на глазах: сегодня не было, а завтра – кратер размером с полколеса.

Обыватели уверены: стоит скрупулезно соблюдать технологии укладки дорожного полотна, и оно будет служить, сколько положено, а машины перестанут калечиться. Власти и дорожники указывают на принципиально другие причины. Дескать, условия в Москве сверхтяжелые и даже аномальные. Их составляющие – обилие переходов температуры через ноль, которых хватает не только весной, но и в течение календарной зимы, слишком высокая интенсивность движения, обилие подземных коммуникаций.

Процесс разрушения асфальта описать несложно. При эксплуатации в покрытии образуются микротрещины, в которые попадает вода. Замерзая, согласно законам физики, она расширяется, и микротрещины превращаются во вполне себе полноценные трещины, а затем и дыры. Больше всего такому негативному воздействию подвержены места ямочного ремонта: поставленные заплатки вылетают под колесами автомобилей буквально целиком.

«Холодный арктический климат сам по себе не оказывает разрушительного влияния на покрытие, как именно «переходы через ноль». В Москве такие переходы длятся иногда четыре-пять дней подряд. В среднем, таких циклов «растаяло-замерзло» за зиму происходит около 65. Ни в одном мегаполисе мира нет такого количества «переходов через ноль» за сезон. Ничего аномального не происходит, это обычная ситуация, которую мы наблюдаем ежегодно», — уверяет Раис Чигликов, первый заместитель главы ГБУ «Автомобильные дороги», организации, отвечающей за содержание вылетных и кольцевых магистралей Москвы.

Негативное воздействие на асфальт также оказывает обилие используемых реагентов и светофоров, на которых автомобили тормозят и разгоняются, что является дополнительной нагрузкой на полотно. По словам дорожников, они постоянно экспериментируют, пробуют использовать более износостойкие материалы. Например, смеси битума с полимерами, более устойчивый к нагрузкам щебень. Видимо, пока практику распространили на отдельные участки дорог: этой весной, как и всегда, столичные улицы оказались испещрены «кратерами».

Масштабный ремонт магистралей, как всегда, начнется с наступлением теплых и сухих дней, то есть не ранее второй половины весны. Однако оставлять на них ямы на столь долгий срок нельзя. На аварийный ремонт по жалобам автомобилистов и сообщениям ГИБДД службам отводится минимальное время.

«Если мы говорим о вылетных магистралях, за состояние которых отвечает ГБУ, то аварийные разрушения на этих объектах устраняются оперативно, в течение суток с момента поступления жалобы. Что касается районных и окружных улиц, здесь ремонт осуществляют ГБУ «Автомобильные дороги» административных округов. Но асфальтом мы их обеспечиваем на 100% со своих асфальтобетонных заводов», — поясняет Раис Чигликов.

Как показывает практика, даже на глухой московской улице ямы заделывают в течение суток-двух после отправления жалобы. Необязательно, чтобы повреждение выходило за пределы, разрешенные ГОСТ: рабочие ремонтируют и незначительные повреждения, которые могут влиять на безопасность движения.

Если обратиться за комментариями к дорожным службам других стран с похожим климатом, то всплывут те же самые проблемы. В провинции Британская Колумбия (Канада) этой зимой отмечен резкий рост количества ям из-за не соответствующих сезону погодных условий и увеличения количества циклов замерзания и таяния. Методы борьбы с ними те же, что и в России.

«Специалисты работают, чтобы отремонтировать выбоины как можно быстрее, но так как зима продолжается, они могут появляться снова, и нужно будет опять ремонтировать их. После того как циклы замерзания и таяния прекратятся, будет произведен более серьезный ремонт, чтобы обеспечить прочность этого ремонта», — поясняют в министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры региона.

Аналогичные комментарии дали представители муниципалитета Оттавы (Канада) и транспортного управления Финляндии. Проблемы в странах со схожим климатом те же самые, однако, уверены, количество выбоин на российских дорогах несопоставимо с тем, что регистрируется в Канаде и Финляндии.

Недавно власти ужесточили ответственность дорожных служб за ненадлежащее выполнение своих прямых обязанностей. Это касается не только соблюдения технологий непосредственно при укладке асфальта, но и, к примеру, неправильной расстановки предупреждающих знаков и ограждений или их отсутствия.

По статье 12.34 КоАП за «несоблюдение требований безопасности движения при ремонте или реконструкции дорог» максимальный штраф для должностных лиц увеличивается с трех до 30 тысяч рублей, для юридических лиц вводится штрафная вилка 200-300 тысяч рублей вместо безальтернативных 300 тысяч. Появился и новый состав: если допущенные нарушения привели к причинению вреда здоровью потерпевшего легкой или средней тяжести (например, если водитель не увидел строительные ограждения и попал в ДТП), максимальный штраф для должностных лиц составит 100 тысяч рублей, для юридических — 500 тысяч.

Поправки предусматривают отдельное наказание для случаев, когда ремонтники не выполняют предписание ГИБДД о проведении восстановительных работ: до 50 тысяч рублей для должностных лиц (до 100 тысяч или дисквалификация при повторном нарушении) и до 200 тысяч для юридических (до 300 тысяч при повторном правонарушении).

Станут ли от этого нововведения ровнее российские дороги? Покажет следующая весна. Пока же в ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами РАДОР выступили против поправок, сославшись на недостаточные объемы финансирования ремонта. Однако это не помешает наказанию вступить в силу.

«Поправки РАДОР противоречат концепции законопроекта – усилить ответственность для нарушающих правила дорожников. Сейчас вообще нет наказания для случаев, когда нанесен вред здоровью в результате ДТП по вине дорожников, и нужно этот пробел закрыть. Люди теряют не только колеса и подвеску из-за отсутствующих ограждений и знаков, но и здоровье губят. Проблемы финансирования не должны быть причиной, чтобы не принимать поправки», — полагает первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.

Источник: carclub.ru